Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство культуры Республики Башкортостан

Артём Макаров: «Постановка «Евгения Онегина» – риск для режиссёра»

20 Ноября 2020
15
0

В Башкирском государственном театре оперы и балета началась подготовка к новой постановке. Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», в основу которой лёг одноимённый роман Александра Сергеевича Пушкина, – бессмертная классика, объединившая гении сразу двух выдающихся мастеров, – будет поставлена на уфимской сцене уже восьмой раз за всю историю театра молодым режиссёром Ляйсан Сафаргуловой на средства гранта Минкультуры России. Впервые опера прозвучала в стенах БГТОиБ в 1939 году, последней на сегодняшний день является постановка Фуата Мансурова 1999 года. Премьере спектакля будет предшествовать концертное исполнение произведения, запланированное на конец декабря. Корреспондент портала "Культурный мир Башкортостана" Елена Никульская узнала у главного дирижёра театра Артёма Макарова, ставшего дирижёром-постановщиком новой версии «Евгения Онегина», чем различаются подготовки к спектаклю и концертному исполнению, и насколько рискованно ставить одну из самых известных русских опер.

– Подготовка спектакля уже началась?

– Пока мы можем говорить о концерном исполнении, которое запланировано на конец декабря. Премьера спектакля состоится либо в конце этого сезона, либо в начале следующего.

Совместные репетиции начнутся ближе к декабрю, но солисты уже учат свои партии, а кому-то, кто пел в прошлой постановке, надо только их вспомнить.

– Насколько отличаются подготовка к концертному исполнению и к полноценному спектаклю?

– С музыкальной точки зрения отличий нет – мы проводим тот же цикл репетиций, что и при обычной постановке.

Сначала солисты получают уроки с пианистом-концертмейстером, учат партии, потом к ним подключается дирижёр, который приходит на эти уроки, и затем проводит общие спевки со всеми солистами и хором. Дирижёр определяет, какое количество репетиций ему нужно сначала только с оркестром – такие репетиции называются «корректурами». После корректур, ближе к премьере, уже начинаются общие «оркестровые» репетиции, в которых участвуют все – солисты, хор и оркестр.

В данном случае, думаю, режиссёр-постановщик ограничится минимальными, схематичными мизансценами, что и предполагает именно «концертную» версию оперы.

– Как-то, говоря о «Геракле», Вы отметили, что для небольшого театра рискованно ставить неизвестную оперу. Не больший ли риск – ставить очень известную?

– Безусловно, да. Особенно когда речь идёт об одной из самых известных опер не только в России, но и в мире.

Причём это больше риск и ответственность скорее для режиссёра, потому что, если не каждому зрителю приходилось слышать оперу Чайковского, то уж практически все в нашей стране читали роман Пушкина, и у каждого читателя своё отношение к этому произведению и его героям. И задача режиссёра в данном случае в том, чтобы и привнести что-то своё и в то же время дать возможность зрителю «узнать» хорошо знакомых им героев. Режиссёру-постановщику Ляйсан Сафаргуловой предстоит серьёзная работа.

Могу сказать, что изначально у нас была ориентация на более классическое (традиционное) прочтение спектакля. Сейчас в театре, в том числе и нашем, достаточно много экспериментов, и это очень хорошо, но мы решили, что в «Евгении Онегине» не будем особо экспериментировать.

Эта опера предъявляет высокие требования к исполнительскому составу – как вокальные, так и внешние. Сейчас никто не хочет видеть на сцене «возрастных» или, скажем, не соответствующих эстетическим требованиям Онегина и Татьяну, как бы они ни пели. У нас в театре, к счастью, есть ребята, молодые артисты, подходящие на главные роли во всех смыслах, у которых должна получиться эта работа – надо сказать, очень тяжёлая. Но это тот материал, на котором можно действительно вырасти.

– Вы уже работали в театре, когда шла предыдущая постановка «Евгения Онегина». Это мешает или помогает Вам в работе над новым спектаклем?

– С этой оперой у меня вообще многое связано.

Я почти 10 лет работал в Турции в театре оперы и балета Анкары, и при мне там ставили «Евгения Онегина» – с турецкими певцами, на русском языке; почти полгода я занимался только этим. Русское произношение сложно для иностранцев, но они выучили всё очень здорово, и это была запоминающаяся работа.

Вернувшись в Уфу, я продирижировал один из последних спектаклей той постановки. Потом театр закрылся на реконструкцию, декорации признали негодными, и было принято решение в перспективе ставить новый спектакль, что, я надеюсь, вскоре осуществится.

А в прошлом году меня пригласили дирижировать в Самарский театр оперы и балета – 25 января, в Татьянин день, они давали «Евгения Онегина». Конечно, было ограниченное количество репетиций, буквально одна-две, но уже тогда я понимал, что что-то в будущем сделал бы иначе, чем раньше. Опера уже «отлежалась» и появилось своё видение, своя трактовка.

Беседу вела редактор портала "Культурный мир Башкортостана" Елена Никульская

Фото Олега Менькова

Отметим, что постановка оперы «Евгений Онегин» осуществляется на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации.

  • Артём Макаров: «Постановка «Евгения Онегина» – риск для режиссёра»